Часть 2.
Часто на форумах и конференциях можно услышать вопрос: «Как выбрать подходящий дилинговый центр для работы на рынке FOREX?» О том, что прежде всего интересует и что должно интересовать клиента, каким должен быть договор с дилинговым центром, – читайте во второй части статьи.
Опыт показывает
Забавно, что, казалось бы, самые «легализованные» дилинговые центры (ДЦ), оформленные как букмекерские конторы, где нет ни реальных, ни мифических зарубежных партнеров, на самом деле по принципу деятельности полностью противоречат правилам Форекса, где выигрыш (проигрыш) трейдера зависит все-таки от того, сколько пунктов по валюте он выиграл (проиграл), потому что его мнение совпало (или не совпало) с мнением рынка, и чем более совпало – тем лучше. В то время как у букмекеров ровно наоборот – сумма выигрыша пропорциональна количеству противостоящих игроков, а проигрыш равен первоначальной
ставке.
Но все эти тонкости редко интересуют реального клиента. Если он из разряда «разумных», то его интересуют декларированные (и фактические) спрэды, времена обработки запросов, Call и Short Margin и другие реальные условия работы.
«Правдокопатели», как правило, тщательно, пункт за пунктом, исследуют условия форс-мажора. Почему можно полностью потерять средства, почему и в каких случаях Stop не всегда может ограничить размер убытков и, главное, почему «это краткое извещение о рисках не исчерпывает всех рисков» и где можно прочитать обо всех рисках?
На наш взгляд, риск потерять депозит как результат работы на Форексе для конкретного клиента объективно превышает совокупность всех рисков – плохого договора, плохого исполнения договора со стороны ДЦ и даже невозврата средств. Значит ли, что поэтому не надо внимательно читать договор – вовсе нет. Условия надо знать, и, главным образом, не для того, чтобы контролировать качество их исполнения, их уже многократно контролировали до вас (а может, будут и после вас), а чтобы самому не попасть в проблемную ситуацию.
Опыт показывает, что в 90% случаев, когда клиент предъявляет претензии ДЦ, он не прав по
существу, потому что внимательно не прочитал условия, ну, а еще в 5% случаев ДЦ может
обосновать свою правоту формальными соображениями, вытекающими из условий. Вообще,
доказывать очевидное, что с условиями хорошо бы ознакомиться до, а не в процессе, – попросту тратить время и внимание читателя. А вот что касается качества договора, его юридической (а заодно, орфографической и стилистической) безупречности – здесь вопрос не столь очевиден.
Забавно, что, казалось бы, самые «легализованные» дилинговые центры (ДЦ), оформленные как букмекерские конторы, где нет ни реальных, ни мифических зарубежных партнеров, на самом деле по принципу деятельности полностью противоречат правилам Форекса, где выигрыш (проигрыш) трейдера зависит все-таки от того, сколько пунктов по валюте он выиграл (проиграл), потому что его мнение совпало (или не совпало) с мнением рынка, и чем более совпало – тем лучше. В то время как у букмекеров ровно наоборот – сумма выигрыша пропорциональна количеству противостоящих игроков, а проигрыш равен первоначальной
ставке.
Но все эти тонкости редко интересуют реального клиента. Если он из разряда «разумных», то его интересуют декларированные (и фактические) спрэды, времена обработки запросов, Call и Short Margin и другие реальные условия работы.
«Правдокопатели», как правило, тщательно, пункт за пунктом, исследуют условия форс-мажора. Почему можно полностью потерять средства, почему и в каких случаях Stop не всегда может ограничить размер убытков и, главное, почему «это краткое извещение о рисках не исчерпывает всех рисков» и где можно прочитать обо всех рисках?
На наш взгляд, риск потерять депозит как результат работы на Форексе для конкретного клиента объективно превышает совокупность всех рисков – плохого договора, плохого исполнения договора со стороны ДЦ и даже невозврата средств. Значит ли, что поэтому не надо внимательно читать договор – вовсе нет. Условия надо знать, и, главным образом, не для того, чтобы контролировать качество их исполнения, их уже многократно контролировали до вас (а может, будут и после вас), а чтобы самому не попасть в проблемную ситуацию.
Опыт показывает, что в 90% случаев, когда клиент предъявляет претензии ДЦ, он не прав по
существу, потому что внимательно не прочитал условия, ну, а еще в 5% случаев ДЦ может
обосновать свою правоту формальными соображениями, вытекающими из условий. Вообще,
доказывать очевидное, что с условиями хорошо бы ознакомиться до, а не в процессе, – попросту тратить время и внимание читателя. А вот что касается качества договора, его юридической (а заодно, орфографической и стилистической) безупречности – здесь вопрос не столь очевиден.
Для чего он нужен
Для чего вообще нужна бумага, которую мы называем Договором? Вопрос представляется попросту дурацким, каждый скажет: естественно, чтобы можно было предъявить претензии компании и, например, подать на нее в суд. И этот ответ представляется изумительно сверхнаивным. Не буду доказывать, что нынешняя правовая культура в российском законодательстве достигла высот, при которых индивидуальный клиент, подписавший договор с кем-то, предоставляющим ему возможность торговать на Форексе (слово в юридическом смысле неопределенное) по правилам, включающим загадочные (для правоохранительных органов и суда) слова спрэд, маржинг и т.п., – может завести дело и довести его до суда. Более того, уверен, что сделать это практически невозможно, ну если, конечно, не заплатить так
много, что никаким решением это не окупится. Характерно, что за последние лет пять не менее десятка компаний в этой области «кинуло» своих клиентов, но нам не известно ни одного случая, дошедшего до судебного разбирательства. Ну так что, спросит наш читатель, значит форма договора бессмысленна, и можно подписывать любую ахинею? Вовсе нет, давайте представим себе, что все написанное здесь и ранее в принципе правильно, но содержит множество ошибок, орфографических, синтаксических и вдобавок ссылки на
несуществующие таблицы и рисунки. Поверите ли вы автору? Думается, нет, ведь если он (автор) настолько безответствен и(или) безграмотен, что не смог привести текст к правильной форме, то как можно верить, что излагаемые им мысли обдуманы, а утверждения – достоверны.
Поэтому форма договора, максимально возможная его увязка с юридическими реалиями, грамотный текст, даже качество бумаги и печати характеризуют фирму – вашего контрагента. А уж поверить ей или нет – это результат вашей оценки, в том числе и Договора. Ну и, наверное, последнее (из наиболее существенного) – насколько удобно работать с выбранной компанией. Причем аспектов «удобства», естественно, несколько. Конечно, должно быть удобное, понятное (если и не сразу, то уже после короткого ознакомления) программное обеспечение, к тому же с подробным описанием для редких любителей чтения инструкций, а также отчаявшихся самостоятельно разобраться, как работает какая-то экзотическая опция. Конечно,
желательно убедиться, что описание соответствует нынешней версии программ. Не всегда и не всякая компания заботится об этом. Тем более если она работает не с собственными или добросовестно приобретенными и поддерживаемыми разработчиками программами, а с удачно украденными. Следует заметить, что в последнем случае для клиента (впрочем, и для компании тоже) все может кончиться плохо. Конечно, если программы украли у российского
разработчика, то вряд ли дело зайдет далее обвинений в Интернете, ну уж максимум – перестрелки, про что оптимистично настроенный клиент может не беспокоиться. Но если обидят серьезную западную фирму (например, Reuters или CQG, а такое уже было) – ваша компания (реальные события новейшей истории) может в одночасье закрыться, прихватив ваш
депозит.
Еще, что хотелось бы иметь клиенту разумному, это службу технического сервиса, удобную,
отзывчивую (в прямом и переносном смысле), терпеливую и квалифицированную. К сожалению, часто квалифицированные сладкоголосые сирены сидят только у входа, в то время как внутри бодрые и нетерпеливые менеджеры группы поддержки бьют копытом, предлагая поменять операционную систему, компьютер или провайдера.
Для чего вообще нужна бумага, которую мы называем Договором? Вопрос представляется попросту дурацким, каждый скажет: естественно, чтобы можно было предъявить претензии компании и, например, подать на нее в суд. И этот ответ представляется изумительно сверхнаивным. Не буду доказывать, что нынешняя правовая культура в российском законодательстве достигла высот, при которых индивидуальный клиент, подписавший договор с кем-то, предоставляющим ему возможность торговать на Форексе (слово в юридическом смысле неопределенное) по правилам, включающим загадочные (для правоохранительных органов и суда) слова спрэд, маржинг и т.п., – может завести дело и довести его до суда. Более того, уверен, что сделать это практически невозможно, ну если, конечно, не заплатить так
много, что никаким решением это не окупится. Характерно, что за последние лет пять не менее десятка компаний в этой области «кинуло» своих клиентов, но нам не известно ни одного случая, дошедшего до судебного разбирательства. Ну так что, спросит наш читатель, значит форма договора бессмысленна, и можно подписывать любую ахинею? Вовсе нет, давайте представим себе, что все написанное здесь и ранее в принципе правильно, но содержит множество ошибок, орфографических, синтаксических и вдобавок ссылки на
несуществующие таблицы и рисунки. Поверите ли вы автору? Думается, нет, ведь если он (автор) настолько безответствен и(или) безграмотен, что не смог привести текст к правильной форме, то как можно верить, что излагаемые им мысли обдуманы, а утверждения – достоверны.
Поэтому форма договора, максимально возможная его увязка с юридическими реалиями, грамотный текст, даже качество бумаги и печати характеризуют фирму – вашего контрагента. А уж поверить ей или нет – это результат вашей оценки, в том числе и Договора. Ну и, наверное, последнее (из наиболее существенного) – насколько удобно работать с выбранной компанией. Причем аспектов «удобства», естественно, несколько. Конечно, должно быть удобное, понятное (если и не сразу, то уже после короткого ознакомления) программное обеспечение, к тому же с подробным описанием для редких любителей чтения инструкций, а также отчаявшихся самостоятельно разобраться, как работает какая-то экзотическая опция. Конечно,
желательно убедиться, что описание соответствует нынешней версии программ. Не всегда и не всякая компания заботится об этом. Тем более если она работает не с собственными или добросовестно приобретенными и поддерживаемыми разработчиками программами, а с удачно украденными. Следует заметить, что в последнем случае для клиента (впрочем, и для компании тоже) все может кончиться плохо. Конечно, если программы украли у российского
разработчика, то вряд ли дело зайдет далее обвинений в Интернете, ну уж максимум – перестрелки, про что оптимистично настроенный клиент может не беспокоиться. Но если обидят серьезную западную фирму (например, Reuters или CQG, а такое уже было) – ваша компания (реальные события новейшей истории) может в одночасье закрыться, прихватив ваш
депозит.
Еще, что хотелось бы иметь клиенту разумному, это службу технического сервиса, удобную,
отзывчивую (в прямом и переносном смысле), терпеливую и квалифицированную. К сожалению, часто квалифицированные сладкоголосые сирены сидят только у входа, в то время как внутри бодрые и нетерпеливые менеджеры группы поддержки бьют копытом, предлагая поменять операционную систему, компьютер или провайдера.
Мерседес против жигулей
Читатель может подумать, что все вышесказанное относится только к российским компаниям, а уж забугорные – это как их мерседес против наших жигулей. Действительно, многое, но все не так однозначно. Автору приходилось работать, лично знакомиться, а также наблюдать, как работают другие со многими западными компаниями. Разумеется, среди них есть практически безупречные (впрочем, так же, как и среди российских), но мерседес может оказаться таврией, «признанный лидер мирового финансового рынка, ассоциированный член Нью-Йоркской, Чикагской и всех прочих бирж» – всего лишь зарегистрированной полгода назад в штате Делавар компашкой, а «General director Viktor Press» – недоучившимся в техникуме актером «кушать подано» из Новосибирска. Впрочем, даже если компания реально существующая, взаправду западная и действительно солидная, то надо иметь в виду, что ее договор в явном виде, хотя и на трудно читаемом «юридическом варианте» английского языка, будет предусматривать полное отсутствие каких-либо гарантий по исполнению всего, что предусмотрено в этом договоре, так же как и отсутствие ответственности со стороны фирмы за любые события, которые только сможет придумать изощренный ум юриста.
Кроме того, обычная переписка по e-mail с ними затруднена, и не только потому, что предполагает достаточное знание языка, но, по нашей практике, ответы даже из европейских фирм обычно приходят только на следующий день, если только это не вопрос, как перевести пополнение депозита. Если же вопрос содержит некую претензию, типа, почему не сработал take-profit или что-нибудь подобное, первые три дня вам будут отвечать – читайте документацию. Попытка дозвониться, как правило, обречена. Сначала автоответчик малоразборчиво предложит понажимать разные кнопки в зависимости от цели вашего звонка. Независимо от того, что вы выберете, включится другой автоответчик, который будет уточнять, чего вы хотите, третий даст вам другой номер телефона, где, впрочем, все начнется сначала. Но если даже вы доберетесь до живого человека – дай вам Бог знание и силы суметь все понять и все объяснить.
Не надо думать, что автор както против реально западных компаний. Если вы пробьетесь через
заполнение различных формуляров с указанием вашего годового дохода, недвижимости, банковских счетов, формы 8-BEN и т.п., работать с ними, с точки зрения надежности фирмы, вам будет спокойно, но разбираться во всем придется самостоятельно.
Читатель может подумать, что все вышесказанное относится только к российским компаниям, а уж забугорные – это как их мерседес против наших жигулей. Действительно, многое, но все не так однозначно. Автору приходилось работать, лично знакомиться, а также наблюдать, как работают другие со многими западными компаниями. Разумеется, среди них есть практически безупречные (впрочем, так же, как и среди российских), но мерседес может оказаться таврией, «признанный лидер мирового финансового рынка, ассоциированный член Нью-Йоркской, Чикагской и всех прочих бирж» – всего лишь зарегистрированной полгода назад в штате Делавар компашкой, а «General director Viktor Press» – недоучившимся в техникуме актером «кушать подано» из Новосибирска. Впрочем, даже если компания реально существующая, взаправду западная и действительно солидная, то надо иметь в виду, что ее договор в явном виде, хотя и на трудно читаемом «юридическом варианте» английского языка, будет предусматривать полное отсутствие каких-либо гарантий по исполнению всего, что предусмотрено в этом договоре, так же как и отсутствие ответственности со стороны фирмы за любые события, которые только сможет придумать изощренный ум юриста.
Кроме того, обычная переписка по e-mail с ними затруднена, и не только потому, что предполагает достаточное знание языка, но, по нашей практике, ответы даже из европейских фирм обычно приходят только на следующий день, если только это не вопрос, как перевести пополнение депозита. Если же вопрос содержит некую претензию, типа, почему не сработал take-profit или что-нибудь подобное, первые три дня вам будут отвечать – читайте документацию. Попытка дозвониться, как правило, обречена. Сначала автоответчик малоразборчиво предложит понажимать разные кнопки в зависимости от цели вашего звонка. Независимо от того, что вы выберете, включится другой автоответчик, который будет уточнять, чего вы хотите, третий даст вам другой номер телефона, где, впрочем, все начнется сначала. Но если даже вы доберетесь до живого человека – дай вам Бог знание и силы суметь все понять и все объяснить.
Не надо думать, что автор както против реально западных компаний. Если вы пробьетесь через
заполнение различных формуляров с указанием вашего годового дохода, недвижимости, банковских счетов, формы 8-BEN и т.п., работать с ними, с точки зрения надежности фирмы, вам будет спокойно, но разбираться во всем придется самостоятельно.
В зале или по Интернету?
Квопросу технической поддержки, точнее, технической реализации трейдинга, относится проблема выбора – работать в дилинговом зале или через Интернет. Конечно, для тех, кто живет (или может жить) в одном городе с ДЦ и у кого есть Интернет. При этом мы сразу должны отделить реально существующую группу клиентов, которые помимо доступа к Форексу решают «сверхзадачу» – обеспечить себе возможность днем (а иногда и ночью) неограниченно и на законных основаниях находиться вне дома. Естественно, для них нет проблемы выбора.
Из оставшихся некоторый процент клиентов, особенно новичков, говорят, что предпочитают
«для начала» поработать в дилинговом зале. Их соображения (точнее, заблуждения) заключаются в том, что в зале они смогут посоветоваться с более опытными клиентами и «подсмотреть» их игровую стратегию. Если в этом есть хоть какой-то резон, то самый минимальный. Конечно, коекакие технические подсказки, типа «как запустить..., как поменять... и т.п.» можно получить и сэкономить день, а может, и не один, если разбираться в
этом самостоятельно. Однако процесс познания иногда ценен и сам по себе, можно «нарыть» что-нибудь такое, что и не искал, да и запоминается все лучше, чем последовательность
указаний «нажми сюда, теперь сюда, теперь Enter». Но это, в общем-то, частность, по сравнению с другими проблемами новичка в дилинговом зале. Проблемами психологическим, но зачастую приводящими к немотивированным финансовым потерям. Пришел такой новичок с утра как на работу, сидит наблюдает, как свечки неторопливо строят на экране график, движение по всем валютам в пределах 10-15 пипсов, небольшой быстро отыгравший назад скачок при открытии американского рынка – и более за весь день ничего, вечером ушел домой
голодный, усталый от безделья и неудовлетворенности. Пришел на следующий день (не забудьте: ехать из дома час туда, час обратно), картина та же, а в голове бродят мысли о некупленных для дочки фломастерах и обещанных жене трех кочанах капусты, оно бы встать и уйти, благо, что ничего на рынке не происходит, но оторваться от графика и уйти практически невозможно, и тогда придумывается причина, домысливается тренд, подстраивается какой-нибудь индикатор и открывается бессмысленная позиция. Первая мысль после открытия «зачем я это сделал», вторая – «теперь не уйдешь».
Конечно, и бессмысленная позиция может по случаю оказаться прибыльной, впрочем, для этого ее надо суметь закрыть до того, как она поменяла знак, суть, однако, не в том. Растрачивая «золото времени» в зале, трейдер, особенно на новенького, испытывает почти
непреодолимое искушение что-нибудь сделать. А дома, посмотрел, выпил две чашки кофе, съел полбанки варенья и решил, что за час ничего не произойдет. Слегка нервничая, сходил в магазин, пришел и убедился, что ничего не произошло, посмотрел телевизор, поговорил по телефону, пообедал, посматривая на экран, т.е. прожил день в полном ладу с самим собой, не делая ничего сильно необдуманного и не затушевывая безделье риском.
Поэтому если у трейдера есть Интернет, то на вопрос, где лучше работать, в зале или по Интернету, я всегда определенно советую Интернет. В этом месте у читателя из новичков
естественно могут появиться два вопроса: не надежней ли в зале с точки зрения устойчивости связи, времени задержки сигнала, вмешательства всяких хакеров, и второе – а кто же тогда посетители дилингового зала, сплошь лишенцы без компьютеров и домашних (рабочих) телефонов?
Отвечаем по порядку. В зале связь надежнее, но, если у вас приличный провайдер и нормальная АТС, практической разницы вы можете никогда не ощутить, а удобство работы – один из главных факторов давно забытой, но реально существующей НОТ (так в советское время называлась научная организация труда). Что касается завсегдатаев дилингового зала, то,
как правило, это старожилы, которые могут зайти на полчаса-час, пообщаться, посмотреть на рынок в ожидаемый ключевой момент и спокойно уйти, если ничего интересного не произошло.
Квопросу технической поддержки, точнее, технической реализации трейдинга, относится проблема выбора – работать в дилинговом зале или через Интернет. Конечно, для тех, кто живет (или может жить) в одном городе с ДЦ и у кого есть Интернет. При этом мы сразу должны отделить реально существующую группу клиентов, которые помимо доступа к Форексу решают «сверхзадачу» – обеспечить себе возможность днем (а иногда и ночью) неограниченно и на законных основаниях находиться вне дома. Естественно, для них нет проблемы выбора.
Из оставшихся некоторый процент клиентов, особенно новичков, говорят, что предпочитают
«для начала» поработать в дилинговом зале. Их соображения (точнее, заблуждения) заключаются в том, что в зале они смогут посоветоваться с более опытными клиентами и «подсмотреть» их игровую стратегию. Если в этом есть хоть какой-то резон, то самый минимальный. Конечно, коекакие технические подсказки, типа «как запустить..., как поменять... и т.п.» можно получить и сэкономить день, а может, и не один, если разбираться в
этом самостоятельно. Однако процесс познания иногда ценен и сам по себе, можно «нарыть» что-нибудь такое, что и не искал, да и запоминается все лучше, чем последовательность
указаний «нажми сюда, теперь сюда, теперь Enter». Но это, в общем-то, частность, по сравнению с другими проблемами новичка в дилинговом зале. Проблемами психологическим, но зачастую приводящими к немотивированным финансовым потерям. Пришел такой новичок с утра как на работу, сидит наблюдает, как свечки неторопливо строят на экране график, движение по всем валютам в пределах 10-15 пипсов, небольшой быстро отыгравший назад скачок при открытии американского рынка – и более за весь день ничего, вечером ушел домой
голодный, усталый от безделья и неудовлетворенности. Пришел на следующий день (не забудьте: ехать из дома час туда, час обратно), картина та же, а в голове бродят мысли о некупленных для дочки фломастерах и обещанных жене трех кочанах капусты, оно бы встать и уйти, благо, что ничего на рынке не происходит, но оторваться от графика и уйти практически невозможно, и тогда придумывается причина, домысливается тренд, подстраивается какой-нибудь индикатор и открывается бессмысленная позиция. Первая мысль после открытия «зачем я это сделал», вторая – «теперь не уйдешь».
Конечно, и бессмысленная позиция может по случаю оказаться прибыльной, впрочем, для этого ее надо суметь закрыть до того, как она поменяла знак, суть, однако, не в том. Растрачивая «золото времени» в зале, трейдер, особенно на новенького, испытывает почти
непреодолимое искушение что-нибудь сделать. А дома, посмотрел, выпил две чашки кофе, съел полбанки варенья и решил, что за час ничего не произойдет. Слегка нервничая, сходил в магазин, пришел и убедился, что ничего не произошло, посмотрел телевизор, поговорил по телефону, пообедал, посматривая на экран, т.е. прожил день в полном ладу с самим собой, не делая ничего сильно необдуманного и не затушевывая безделье риском.
Поэтому если у трейдера есть Интернет, то на вопрос, где лучше работать, в зале или по Интернету, я всегда определенно советую Интернет. В этом месте у читателя из новичков
естественно могут появиться два вопроса: не надежней ли в зале с точки зрения устойчивости связи, времени задержки сигнала, вмешательства всяких хакеров, и второе – а кто же тогда посетители дилингового зала, сплошь лишенцы без компьютеров и домашних (рабочих) телефонов?
Отвечаем по порядку. В зале связь надежнее, но, если у вас приличный провайдер и нормальная АТС, практической разницы вы можете никогда не ощутить, а удобство работы – один из главных факторов давно забытой, но реально существующей НОТ (так в советское время называлась научная организация труда). Что касается завсегдатаев дилингового зала, то,
как правило, это старожилы, которые могут зайти на полчаса-час, пообщаться, посмотреть на рынок в ожидаемый ключевой момент и спокойно уйти, если ничего интересного не произошло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий