четверг, 22 марта 2012 г.

Мировой рынок нефти: среднесрочные перспективы

Длительный период поступательного движения мировых цен на нефть, похоже, сменился периодом коррекции. И сейчас аналитиков интересует один вопрос: чего ожидать после происходящей стагнации котировок. Мнения экспертов разнятся, но ясно, что на текущих позициях цены не задержатся.

Глобальные тенденции и ключевые факторы
Оптимистичная оценка ситуации говорит о дальнейшей стабилизации и фиксировании цены на нефть на уровне $30-35 за баррель. Однако существует и противоположная версия: к началу
2005 г. возможен рост до $55-60 за баррель. Скачкообразно повышать цены на энергоносители способны традиционные факторы: природные катаклизмы, террористические акты, войны в странах-экспортерах. Увеличение спроса может быть вызвано и временем года: зима несет в себе дополнительную потребность в энергоносителях со стороны потребителей нефтепродуктов. Оценка перспектив динамики мирового рынка энергоносителей требует рассмотрения ключевых факторов, вызвавших предшествующий взлет котировок. К негативным факторам, оказывающим существенное влияние на текущую конъюнктуру на мировом нефтяном рынке, можно отнести следующие.
• Спекулятивный мировой нефтяной «рынок ожиданий», где поведение покупателей формирует цену, а не реальные объемы спроса-предложения. «Рынок ожиданий» очень подвержен новостному фону, он молниеносно реагирует на любые позитивные или негативные новости и может в считанные часы либо взвинтить котировки, либо их обрушить.
• Сохраняющаяся в последнее время вероятность очередной дестабилизации ситуации в добывающей 2 млн. баррелей в сутки Нигерии, где местный профсоюз нефтяных компаний пригрозил объявить всеобщую забастовку.
• Ожидание новых политических волнений в Венесуэле, снабжающей нефтью крупнейший рынок США.
• Долгосрочный тренд повышения спроса на сырье со стороны стремительно развивающихся
стран, таких как Китай, Индия и ряд других «азиатских тигров».
• Сообщение Международного энергетического агентства о том, что стратегические запасы нефти в странах Евросоюза сокращаются.
• Политическая нестабильность в Ираке, и, как следствие, происходящих там терактов – регулярные перебои с поставками нефти из этой страны.
Вышеперечисленные факторы держат рынок в невероятном напряжении, значительным образом подстегивая активность спекулятивных операций. Хотя ОПЕК и ряд крупных независимых производителей, в том числе и Россия, в последнее время только наращивали поставки нефти, валовой мировой спрос на которую составляет сейчас свыше 80 млн. баррелей в сутки, – сдержать рост цен оказалось весьма проблематично.
Рост добычи не может быть бесконечным ввиду ограниченности производственных мощностей стран-экспортеров. Страны ОПЕК превысили 25-летний рекорд по добыче: сейчас они ежедневно поставляют потребителям свыше 33 млн. баррелей. Россия также демонстрирует рост добычи черного золота, однако для более продуктивного увеличения экспортных поставок сырой нефти необходима оптимизация направлений системы трубопроводов, выход в Китай, Японию и т.д.

Игра стоит свеч
Динамика на мировом нефтяном рынке всегда носила и будет носить циклический характер спадов и подъемов, связанный с определенной закономерностью геополитических событий в мире. По мнению главы ОПЕК, министра нефти Индонезии Пурномо Юсгианторо, цены опустятся ниже $40 за баррель в первом квартале 2005 года, если, конечно, в ближайшем
будущем вновь не произойдут какие-либо серьезные политические, экономические или природные катаклизмы.
По прогнозам ОПЕК, в 2005 г. темпы роста среднесуточного потребления нефти в мире сократятся. Так, по некоторым данным, спрос вырастет на 2.5 млн. барр./сутки – до 81.74 млн. баррелей. Текущий прогноз на 120 тыс. баррелей в сутки ниже прогноза, опубликованного в октябре. На своей очередной конференции нефтяной картель намерен обсудить вопрос снижения квот на добычу сырья. Эксперты говорят, что под снижением цен подразумевается не действующий сейчас коридор ОПЕК в $22-28 за баррель. Речь идет о ценовом диапазоне
минимум в $30-35, что весьма показательно. Согласно этому, некоторые эксперты склонны считать, что глобальный нефтяной рынок подвергается сегодня серьезной корректировке. Весьма показательно будет поведение стран, где отсутствует политическая стабильность,
– Ирака, Нигерии, Венесуэлы, Саудовской Аравии. Взрывоопасная политическая обстановка в этих государствах повышает риски глобальных перебоев с поставками нефти, а отсутствие альтернативных источников энергоресурсов дополнительно толкает цены на нефть вверх.
Причем существует вероятность, что в будущем ситуация может еще и ухудшиться. Например,
согласно докладу исследовательского центра ОПЕК, определяющего стратегию развития картеля, Организация стран-экспортеров нефти намерена к 2020 г. контролировать не менее 50.5% мирового рынка нефти. И хотя достижение этой цели может обойтись картелю в астрономическую сумму в $1 трлн., игра стоит свеч. По прогнозам Международного энергетического агентства, потребление нефти в мире к 2020 г. вырастет до 115 млн. барр./сутки, а спустя десять лет увеличится еще на 5 млн. баррелей.

О новых месторождениях ничего не слышно
Довольно серьезно обостряет ситуацию и проблема освоения новых месторождений. Как справедливо замечают отраслевые эксперты, об открытии новых крупных запасов нефти на территориях независимых производителей, которые смогли бы пополнить список богатых углеводородами стран и в перспективе снизить зависимость основных потребителей от ведущих экспортеров ОПЕК, пока ничего не слышно. Значительная же часть имеющихся сегодня в мире запасов медленно, но верно переходит в категорию трудноизвлекаемых, что в существенной степени сказывается на удорожании разработки залежей.
Например, в России, где сегодня добыча составляет 9.3 млн. баррелей в сутки, к этой категории уже относится около 60% доказанных запасов, ведь подавляющее большинство крупных месторождений в нашей стране были открыты еще в 60-70-е годы.
Крупных месторождений на суше осталось не так уж много, да и результаты исследований новых территорий не дают особых поводов для оптимизма. В результате мировая геологоразведка в качестве основного направления давно и активно осваивает шельфы морей и океанов, где кладовые природы еще способны преподнести немало интересных сюрпризов.
У этого процесса есть и обратная сторона медали. Освоение шельфовых месторождений требует не только гораздо более значительных по объему инвестиций, исчисляемых миллиардами долларов, но и новых технологий: нефтяники готовятся к тому, что нефть будущего придется добывать из скважин, глубина которых будет значительно превышать нынешнюю, ставшую обычной планку в 5-6 тыс. метров. Министр финансов Италии Доменико Синискальпо заявил, что уже в самое ближайшее время Великобритания, Франция, Германия и Италия начнут совместно разрабатывать варианты возможного сокращения зависимости от импорта нефти. Фактически это означает новый этап активизации исследований по созданию альтернативных источников энергии. Если верить прогнозам различных международных исследовательских центров, пик потребления нефти мировой экономикой придется на 2020-2030 годы. А к 2060-2070 гг. рост общемирового спроса приостановится по причине появления альтернативных видов топлива.

Положение России и возможности экспорта
Федеральная служба государственной статистики обнародовала следующие данные по
российской нефтяной промышленности:
1. Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, в России в январе-октябре 2004 г. составил 381 млн. т, что на 9.4% больше, чем за аналогичный период 2003 года.
2. Первичная переработка нефти в январе-сентябре возросла на 1.9% – до 161 млн. т. В том числе:
• производство бензина выросло на 3.1% – до 24.9 млн. тонн,
• производство дизельного топлива выросло на 1.7% – до 45.3 млн. тонн,
• производство топочного мазута сократилось на 3.1% – до 43.6 млн. тонн.
Мировые цены на российскую нефть Urals приблизились к $40 за баррель. Текущая рыночная ситуация предполагает определенный переход от «рекордно высокой цены» к «просто высокой». Стремительно прогрессирующая тенденция увеличения стоимости черного золота сменилась периодом коррекции – ежедневные рекорды стоимости нефти в прошлом, однако цены все еще находятся на уровнях, достаточно близких к максимальным. И нынешний российский бюджет рассчитывался из $22.5 за баррель, а на следующий год правительство закладывает $28.
Данная оценка хоть и выглядит определенно заниженной, но вполне объяснима – правительство предпринимает все усилия для привлечения средств на наращивание золотовалютных резервов, увеличение Стабилизационного фонда, укрепление реального
курса рубля. Поток нефтедолларовой выручки при таких низких параметрах стоимости одного
барреля, заложенных в расчетной модели, приводит к огромному профициту бюджета в последние годы.
Российские нефтедобывающие компании, используя благоприятную рыночную конъюнктуру, демонстрируют рекордные финансовые показатели, так как доля экспорта в ряде компаний доходит до 40-45% (рис. 2). Речь идет непосредственно об экспорте сырой нефти, что порождает ее дефицит на внутреннем рынке и как следствие – неконтролируемый рост цен на нефтепродукты внутри страны.

Частных трубопроводов у нас не будет
Российский нефтяной сектор имеет в данной ситуации все предпосылки к динамичному развитию. Неуклонно растущий объем среднесуточной добычи – яркий индикатор этого процесса, характеризующий увеличение поставок сырой нефти на внутренний и внешний рынки. Несомненно, любое расширение производственных мощностей влечет за собой инвестиционные затраты, но, как можно предположить, нефтяной комплекс не испытывает проблем с привлечением средств на собственные нужды, поскольку надежность высока, а сроки окупаемости инвестиций малы. Инвестиции в наращивание нефтедобычи уже приносят свои плоды. Российские компании в нынешнем году подняли добычу на 10% по сравнению с предыдущим годом. Растущие потребности мирового рынка ставят новые задачи перед добывающими структурами, однако увеличение объемов зависит не только от добывающих
мощностей самих компаний, но и от пропускной способности нефтепроводов.
По мнению участников рынка, Транснефть работает на пределе своих возможностей. Правда, вицепрезидент Транснефти Сергей Григорьев с этим не согласен: по его словам, компания имеет резерв экспортных мощностей на 4-5 млн. тонн в год (за 9 месяцев 2004 года по системе Транснефти поставлено на экспорт 130.5 млн. тонн). Несмотря на это, правительство, владеющее 100% голосующих акций Транснефти, тянет с решениями по строительству новых трубопроводов. Два проекта – Северный и Восточный (для поставок нефти в США и Азию соответственно) – месяцами проходят согласование как в самой Транснефти, так и в министерствах. Чиновники не готовы тратить на эти проекты государственные средства (на каждый – около $10 млрд.) и одновременно не желают допускать к управлению трубопроводами частные компании. Все точки над i расставил глава правительства Михаил Фрадков, заявив, что частных трубопроводов в России не будет. И, тем не менее, существующую ситуацию на рынке энергоносителей для российских добывающих компаний можно охарактеризовать как крайне благоприятную. Уходящий год при текущих ценах на нефть обеспечит рекордные производственные и финансовые показатели для российского добывающего сектора. Повысится интерес инвестиционного сообщества к нефтедобывающим и перерабатывающим предприятиям. По уровню рентабельности едва ли какойто промышленный сегмент российской экономики может сравниться с нефтедобывающей отраслью. А значит, с точки зрения инвестиционной привлекательности западные и российские инвесторы (как портфельные, так и прямые) традиционно будут ставить эту отрасль на первое место. 

Алексей Сёмин,
Георгий Козлов,
эксперты ГК «АЛОР»

Комментариев нет:

Отправить комментарий