В конце прошлого года стоимость фьючерсов на кофе на New York Board of Trade выросла до $1.043 за фунт. Цены достигли максимального за последние четыре года уровня. Однако специалисты утверждают, что, несмотря на изменение ситуации на мировом рынке кофе, повышение цены на этот товар в России маловероятно.
Дефицит прогнозируется, рост цен уже реален
Только за ноябрь-декабрь 2004 г. кофе подорожал на 40%. Причина роста цен не нова: повышение спроса при снижении производства, одним словом – дефицит. А в следующем сезоне прогнозируется снижение производства кофе еще на 5-7%. Непогода в Бразилии, крупнейшем производителе этого продукта, станет основной причиной неурожая. И даже запасы, образовавшиеся в предыдущие годы, не смогут покрыть возросшую потребность. Немаловажную роль сыграло сокращение площадей кофейных плантаций в разных странах-производителях этого продукта. Так что ожидаемый дефицит кофе составит около 7 млн. мешков. Неурожай, повышение спроса, дефицит – это все только ожидаемое. А вот рост цен уже вполне реальный. Развитие именно такой ситуации на мировом рынке кофе рассматривалось еще в начале прошлого года. Появление на мировом рынке не самого качественного, а значит, и не столь дорогого сорта кофе, способствовало снижению цен на этот товар все последние годы. И это рассматривалось как бедствие. Но у любой медали есть две стороны. Если кто-то проигрывает, то должен быть и победитель. При снижении цен всегда выигрывает покупатель. А вот станет ли благом рост цен, хотя бы для производителя, – это еще вопрос. Достаточно вспомнить события, связанные с ростом цен на нефть и увеличением ее экспорта Россией. После опубликования прогнозов относительно объемов производства кофе в Бразилии в сезоне 2005-2006 гг. по закону цепной реакции резко выросли котировки на зеленый кофе. Следом о повышении цен в среднем на 14% одна за другой объявили крупные компании, занимающиеся обжариванием зерен. Товар дорожает, и это может привести к снижению потребительского спроса на него. И выиграет здесь тот, кто дешевле продаст этот товар массовому любителю ароматного напитка. Урожай кофе во Вьетнаме остается достаточно высоким, и повышение мировых цен на него, естественно, приветствуется экспортерами. Цены на кофе робуста растут не так быстро, как на сорт арабика, и остаются сравнительно низкими, и потому, вероятнее всего, именно вьетнамские производители останутся в выигрыше. Рост потребления кофе в последние годы связан с удешевлением этого продукта. Производители кофе вынуждены расширять рынок сбыта за счет развивающихся стран, поскольку там, где потребление кофе имеет традиционный характер, объемы закупок сохраняются стабильными на протяжении длительного периода. Хотя за последнее десятилетие меньше стали употреблять кофе в таких странах, как Финляндия (на 12%), Германия (на 15%), США (более чем на 25%) и даже Великобритания. В Японии, традиционно предпочитающей чай, рост популярности кофе связан с появлением элементов европейского и американского стиля жизни. Именно этим можно объяснить потребление японцами кофе элитных и более дорогих сортов. Освоение же производителями кофе рынков России и Китая стало возможно только благодаря появлению более дешевого, доступного для небогатого населения этих стран товара. Не случайно основными поставщиками в Россию кофе натурального в зернах являются Вьетнам и Индия, на долю которых в последние годы приходится почти половина поставок.
Только за ноябрь-декабрь 2004 г. кофе подорожал на 40%. Причина роста цен не нова: повышение спроса при снижении производства, одним словом – дефицит. А в следующем сезоне прогнозируется снижение производства кофе еще на 5-7%. Непогода в Бразилии, крупнейшем производителе этого продукта, станет основной причиной неурожая. И даже запасы, образовавшиеся в предыдущие годы, не смогут покрыть возросшую потребность. Немаловажную роль сыграло сокращение площадей кофейных плантаций в разных странах-производителях этого продукта. Так что ожидаемый дефицит кофе составит около 7 млн. мешков. Неурожай, повышение спроса, дефицит – это все только ожидаемое. А вот рост цен уже вполне реальный. Развитие именно такой ситуации на мировом рынке кофе рассматривалось еще в начале прошлого года. Появление на мировом рынке не самого качественного, а значит, и не столь дорогого сорта кофе, способствовало снижению цен на этот товар все последние годы. И это рассматривалось как бедствие. Но у любой медали есть две стороны. Если кто-то проигрывает, то должен быть и победитель. При снижении цен всегда выигрывает покупатель. А вот станет ли благом рост цен, хотя бы для производителя, – это еще вопрос. Достаточно вспомнить события, связанные с ростом цен на нефть и увеличением ее экспорта Россией. После опубликования прогнозов относительно объемов производства кофе в Бразилии в сезоне 2005-2006 гг. по закону цепной реакции резко выросли котировки на зеленый кофе. Следом о повышении цен в среднем на 14% одна за другой объявили крупные компании, занимающиеся обжариванием зерен. Товар дорожает, и это может привести к снижению потребительского спроса на него. И выиграет здесь тот, кто дешевле продаст этот товар массовому любителю ароматного напитка. Урожай кофе во Вьетнаме остается достаточно высоким, и повышение мировых цен на него, естественно, приветствуется экспортерами. Цены на кофе робуста растут не так быстро, как на сорт арабика, и остаются сравнительно низкими, и потому, вероятнее всего, именно вьетнамские производители останутся в выигрыше. Рост потребления кофе в последние годы связан с удешевлением этого продукта. Производители кофе вынуждены расширять рынок сбыта за счет развивающихся стран, поскольку там, где потребление кофе имеет традиционный характер, объемы закупок сохраняются стабильными на протяжении длительного периода. Хотя за последнее десятилетие меньше стали употреблять кофе в таких странах, как Финляндия (на 12%), Германия (на 15%), США (более чем на 25%) и даже Великобритания. В Японии, традиционно предпочитающей чай, рост популярности кофе связан с появлением элементов европейского и американского стиля жизни. Именно этим можно объяснить потребление японцами кофе элитных и более дорогих сортов. Освоение же производителями кофе рынков России и Китая стало возможно только благодаря появлению более дешевого, доступного для небогатого населения этих стран товара. Не случайно основными поставщиками в Россию кофе натурального в зернах являются Вьетнам и Индия, на долю которых в последние годы приходится почти половина поставок.
В два раза дороже за... стекло
Сростом мировых цен естественно ожидать такой же рост цен на кофейную продукцию и в России. Это логично, ведь в России кофе не произрастает, и все, что здесь перерабатывается и потребляется, зависит от стоимости сырья и готового продукта, закупаемого на мировом рынке. Но и наличие в России собственных кофейных плантаций не позволило бы любителям утренней чашечки кофе выпивать ее по прежней цене. Заливаем же мы в баки своих автомобилей существенно подорожавший бензин, хотя страна является одним из ведущих производителей и экспортеров нефти. И грех не воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке. Так или иначе, российские производители вынуждены будут закупать кофе по сложившейся на мировом рынке цене, которая, естественно, отразится на стоимости конечного продукта. И даже то, что 82% россиян потребляют растворимый кофе, в себестоимости которого только 15-20% стоимости зеленых зерен, не может не сказаться на состоянии кошельков потребителей. 6% роста цены растворимого кофе, конечно, не 40%, но тоже существенно, если учесть, что растворимый кофе дороже натурального в 2-3 раза. Несмотря на то, что Россия занимает первое место по потреблению растворимого кофе, натуральный в зернах у нас также имеет своих почитателей. Почти 39% россиян являются потребителями натурального кофе, и число их растет. Так, например, только в Санкт-Петербурге потребление этого продукта выросло за два года более чем на 5%. И для этих любителей взлет мировых цен на кофе покажется существенным. Не стоит сбрасывать со счетов и внутренние факторы. Падение курса доллара, инфляция, рост стоимости энергоносителей, топлива – все это не лучшим образом скажется на себестоимости кофейной продукции в России. В последние годы в стране появились компании, которые сами обжаривают и фасуют импортируемое зерно. Внутренний рынок натурального кофе более чем на 70% обеспечивается российскими производителями. Развитие перерабатывающего производства на
территории страны оправдано, поскольку дает определенные преимущества, снижает себестоимость готовой продукции. Одним из факторов такого снижения является разница в таможенных пошлинах. При ввозе кофе нежареного на территорию России размер взимаемой пошлины в два раза меньше, чем на обжаренный продукт или на кофе растворимый. При ввозе же кофе, подвергнутого переработке, учитывается и размер таможенной стоимости. В том случае, когда таможенная стоимость такого кофе низка, пошлина исчисляется в зависимости от веса ввозимого товара.
Причем в этот вес включается и вес упаковки. Импортеру приходится платить в бюджет 0.5 евро
за 1 кг самого кофе растворимого и в два раза больше за те банки, в которые он расфасован. Ведь стеклянная упаковка, как правило, в два раза тяжелее самого продукта. Мало того, что импортер оплачивает пошлину за стекло по ставкам, установленным для кофе, так еще и статистика внешнеэкономической деятельности искажается. По таможенной статистике, россияне потребляют растворимого кофе почти в 1.5 раза больше, чем на самом деле, поскольку 80%
растворимого кофе ввозится в Россию в фасованном виде. Действующие таможенные тарифы, по сути, устанавливают барьер для ввоза в страну дешевого кофе. Этому же способствуют и предельные размеры таможенной стоимости, устанавливаемые таможенным ведомством на жареный кофе. По данным Организации производителей кофе в России, этот показатель не соответствуют реальным ценам мирового рынка. Но, с другой стороны, государство своими действиями стимулирует ввоз именно зеленого кофе и развитие отечественной промышленности по его переработке. И эта политика государства приносит свои плоды. Импорт зеленого кофе в 2003 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 20% и составил почти 26 тыс. тонн. Пять лет назад этот показатель был в 8 раз ниже. Несмотря на то, что Россия все еще импортирует
четверть всех мировых поставок растворимого кофе, наблюдается снижение этого показателя при
одновременном увеличении ввоза кофе в зернах. Это привело к тому, что уже сейчас около 75% натурального кофе в зернах и кофе молотого производится внутри страны.
Сростом мировых цен естественно ожидать такой же рост цен на кофейную продукцию и в России. Это логично, ведь в России кофе не произрастает, и все, что здесь перерабатывается и потребляется, зависит от стоимости сырья и готового продукта, закупаемого на мировом рынке. Но и наличие в России собственных кофейных плантаций не позволило бы любителям утренней чашечки кофе выпивать ее по прежней цене. Заливаем же мы в баки своих автомобилей существенно подорожавший бензин, хотя страна является одним из ведущих производителей и экспортеров нефти. И грех не воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке. Так или иначе, российские производители вынуждены будут закупать кофе по сложившейся на мировом рынке цене, которая, естественно, отразится на стоимости конечного продукта. И даже то, что 82% россиян потребляют растворимый кофе, в себестоимости которого только 15-20% стоимости зеленых зерен, не может не сказаться на состоянии кошельков потребителей. 6% роста цены растворимого кофе, конечно, не 40%, но тоже существенно, если учесть, что растворимый кофе дороже натурального в 2-3 раза. Несмотря на то, что Россия занимает первое место по потреблению растворимого кофе, натуральный в зернах у нас также имеет своих почитателей. Почти 39% россиян являются потребителями натурального кофе, и число их растет. Так, например, только в Санкт-Петербурге потребление этого продукта выросло за два года более чем на 5%. И для этих любителей взлет мировых цен на кофе покажется существенным. Не стоит сбрасывать со счетов и внутренние факторы. Падение курса доллара, инфляция, рост стоимости энергоносителей, топлива – все это не лучшим образом скажется на себестоимости кофейной продукции в России. В последние годы в стране появились компании, которые сами обжаривают и фасуют импортируемое зерно. Внутренний рынок натурального кофе более чем на 70% обеспечивается российскими производителями. Развитие перерабатывающего производства на
территории страны оправдано, поскольку дает определенные преимущества, снижает себестоимость готовой продукции. Одним из факторов такого снижения является разница в таможенных пошлинах. При ввозе кофе нежареного на территорию России размер взимаемой пошлины в два раза меньше, чем на обжаренный продукт или на кофе растворимый. При ввозе же кофе, подвергнутого переработке, учитывается и размер таможенной стоимости. В том случае, когда таможенная стоимость такого кофе низка, пошлина исчисляется в зависимости от веса ввозимого товара.
Причем в этот вес включается и вес упаковки. Импортеру приходится платить в бюджет 0.5 евро
за 1 кг самого кофе растворимого и в два раза больше за те банки, в которые он расфасован. Ведь стеклянная упаковка, как правило, в два раза тяжелее самого продукта. Мало того, что импортер оплачивает пошлину за стекло по ставкам, установленным для кофе, так еще и статистика внешнеэкономической деятельности искажается. По таможенной статистике, россияне потребляют растворимого кофе почти в 1.5 раза больше, чем на самом деле, поскольку 80%
растворимого кофе ввозится в Россию в фасованном виде. Действующие таможенные тарифы, по сути, устанавливают барьер для ввоза в страну дешевого кофе. Этому же способствуют и предельные размеры таможенной стоимости, устанавливаемые таможенным ведомством на жареный кофе. По данным Организации производителей кофе в России, этот показатель не соответствуют реальным ценам мирового рынка. Но, с другой стороны, государство своими действиями стимулирует ввоз именно зеленого кофе и развитие отечественной промышленности по его переработке. И эта политика государства приносит свои плоды. Импорт зеленого кофе в 2003 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 20% и составил почти 26 тыс. тонн. Пять лет назад этот показатель был в 8 раз ниже. Несмотря на то, что Россия все еще импортирует
четверть всех мировых поставок растворимого кофе, наблюдается снижение этого показателя при
одновременном увеличении ввоза кофе в зернах. Это привело к тому, что уже сейчас около 75% натурального кофе в зернах и кофе молотого производится внутри страны.
Наша горница с Богом не спорится
Сохранится ли эта тенденция в ближайшие годы? Если верить оценкам ассоциации «Росчайкофе», сохранятся темпы роста на уровне 5%, в основном за счет прироста натурального кофе. Однако результаты 8 месяцев прошедшего года говорят о том, что ввоз кофе по сравнению с 2003 г. сократился на 16-20%. Снижение импорта кофе в стоимостном выражении незначительно, чуть больше 2%. А это значит, что цена 1 тонны кофе, ввозимого в Россию в прошлом году, выросла почти на 17%. Поскольку такое изменение произошло до взлета цен на мировом рынке, то логично было бы предположить, что в страну стало завозиться больше дорогих высококачественных сортов кофе. И это было бы показателем роста благосостояния наших сограждан. Тогда непонятно, в связи с чем произошло снижение объема поставок.
Сокращение объема поставок в Россию при одновременном росте спроса и закупочных цен на кофе, естественно, должно сказаться на ценах на этот продукт внутри страны. Но, как всегда, при росте цены на импортируемый продукт автоматически поднимаются цены и на отечественный, в чем мы имели возможность убедиться уже не раз. Вспомним, например, ситуации с автомобилями, мясом, птицей – список можно продолжать. И потому кажутся маловероятными заверения представителей ведущих кофейных компаний о том, что в ближайшее время ценовых скачков не ожидается. Ну, разве что «в ближайшее время». Только вот вопрос – как долго продлится это ближайшее время? И насколько существенно это отразится на состоянии кошельков россиян, тоже пока не ясно. Остается надеяться, что приучать нас к новым ценам будут постепенно, дабы не растерять покупателя, а самим кофейным компаниям не остаться с нереализованным товаром, имеющим ограниченный срок хранения.
Сохранится ли эта тенденция в ближайшие годы? Если верить оценкам ассоциации «Росчайкофе», сохранятся темпы роста на уровне 5%, в основном за счет прироста натурального кофе. Однако результаты 8 месяцев прошедшего года говорят о том, что ввоз кофе по сравнению с 2003 г. сократился на 16-20%. Снижение импорта кофе в стоимостном выражении незначительно, чуть больше 2%. А это значит, что цена 1 тонны кофе, ввозимого в Россию в прошлом году, выросла почти на 17%. Поскольку такое изменение произошло до взлета цен на мировом рынке, то логично было бы предположить, что в страну стало завозиться больше дорогих высококачественных сортов кофе. И это было бы показателем роста благосостояния наших сограждан. Тогда непонятно, в связи с чем произошло снижение объема поставок.
Сокращение объема поставок в Россию при одновременном росте спроса и закупочных цен на кофе, естественно, должно сказаться на ценах на этот продукт внутри страны. Но, как всегда, при росте цены на импортируемый продукт автоматически поднимаются цены и на отечественный, в чем мы имели возможность убедиться уже не раз. Вспомним, например, ситуации с автомобилями, мясом, птицей – список можно продолжать. И потому кажутся маловероятными заверения представителей ведущих кофейных компаний о том, что в ближайшее время ценовых скачков не ожидается. Ну, разве что «в ближайшее время». Только вот вопрос – как долго продлится это ближайшее время? И насколько существенно это отразится на состоянии кошельков россиян, тоже пока не ясно. Остается надеяться, что приучать нас к новым ценам будут постепенно, дабы не растерять покупателя, а самим кофейным компаниям не остаться с нереализованным товаром, имеющим ограниченный срок хранения.
Снова перейдем на чай
Соотношение потребления кофе к чаю в России сейчас 1:3.5, а каких-то несколько лет назад чая
мы пили в пять раз больше, чем кофе. Причин тому несколько: традиция, доступность и, конечно
же, цены. И снижение объема потребления кофе должно способствовать росту потребления чая, точнее сказать, возврату к прежнему соотношению.
Собственно, рост потребления чая и не прекращался. Но увеличение это происходит не столько
за счет объемов, которые вот уже несколько лет установились на уровне 150-160 тыс. тонн в год,
сколько за счет цены. При этом специалисты отмечают не простое подорожание тех или иных марок чая, а рост потребления более качественных, элитных сортов чая различных цветов и ароматов. За последний год объем чайного рынка России вырос на 3%, при одновременном росте стоимости на 15%.
Чайный рынок России формируется в основном за счет ввоза. Россия занимает после Великобритании второе место в мире по импорту этого продукта. В Краснодарском крае имеются чайные плантации, но здешнее производство способно обеспечить потребности страны не более чем на 15-20%. Хотя и планируется полное восстановление чайных плантаций в этом регионе к 2006 году, но это пока только перспектива. Фасованным чаем предприятия страны могут обеспечить россиян сейчас на 70%. Развитию чаеразвесочного производства в России способствовали меры, принятые правительством. В частности, используя механизм таможенно-тарифного регулирования, правительство установило дифференцированные ставки пошлин на чайное сырье и готовую продукцию. Вводя более высокие пошлины на фасованный чай, государство стимулировало развитие отечественного производства.
Соотношение потребления кофе к чаю в России сейчас 1:3.5, а каких-то несколько лет назад чая
мы пили в пять раз больше, чем кофе. Причин тому несколько: традиция, доступность и, конечно
же, цены. И снижение объема потребления кофе должно способствовать росту потребления чая, точнее сказать, возврату к прежнему соотношению.
Собственно, рост потребления чая и не прекращался. Но увеличение это происходит не столько
за счет объемов, которые вот уже несколько лет установились на уровне 150-160 тыс. тонн в год,
сколько за счет цены. При этом специалисты отмечают не простое подорожание тех или иных марок чая, а рост потребления более качественных, элитных сортов чая различных цветов и ароматов. За последний год объем чайного рынка России вырос на 3%, при одновременном росте стоимости на 15%.
Чайный рынок России формируется в основном за счет ввоза. Россия занимает после Великобритании второе место в мире по импорту этого продукта. В Краснодарском крае имеются чайные плантации, но здешнее производство способно обеспечить потребности страны не более чем на 15-20%. Хотя и планируется полное восстановление чайных плантаций в этом регионе к 2006 году, но это пока только перспектива. Фасованным чаем предприятия страны могут обеспечить россиян сейчас на 70%. Развитию чаеразвесочного производства в России способствовали меры, принятые правительством. В частности, используя механизм таможенно-тарифного регулирования, правительство установило дифференцированные ставки пошлин на чайное сырье и готовую продукцию. Вводя более высокие пошлины на фасованный чай, государство стимулировало развитие отечественного производства.
Лакомый кусочек
Основными поставщиками чайного сырья для отечественных производителей являются Шри-Ланка (Цейлон) и Индия. На их долю приходится более 70% всего импорта. За последние пять лет объем поставок чая из Шри-Ланки в общем объеме российского импорта возрос с 20% до 38.7% при одновременном сокращении поставок из Индии с 69% до 34%. Популярность индийского чая в прошлые годы объясняется отсутствием других сортов. С тех пор многое изменилось. Увеличился спрос на новые, более качественные сорта. Цейлонский чай всегда считался у нас лучшим, но поставки его были малы. Теперь Россия вместе со странами СНГ являются главными импортерами чайной продукции из Шри-Ланки. На российском чайном рынке появились также и новые «игроки»: Китай и Кения. Индия тоже не желает сдавать свои позиции на российском рынке, на который приходится около 10% экспорта кофе и чая. В связи
с этим правительство этого государства предпринимает ряд шагов. В частности, на переговорах, прошедших в декабре прошлого года, вопрос вступления России в ВТО был увязан с поставками индийского чая в нашу страну. Индию не устраивает развитие нашего чаеразвесочного производства, в частности, фасовки. Их экспортеры считают, что индийским может называться чай, только выращенный в Индии и расфасованный там же. Тем самым они надеются восстановить репутацию своего товара. Вопрос об изменении условий поставок индийского чая в Россию, естественно, касается и размера пошлин. Возможное снижение ставки
таможенной пошлины до 12.5% позволит увеличить объемы поставок расфасованного индийского чая, но это может негативно отразиться на отечественном чайном производстве. Как это скажется на потребителе – остается только гадать. С одной стороны, снижение пошлин должно бы понизить цену товара. С другой – готовая продукция будет поставляться по более высокой стоимости, чем сырье. Несомненно, внесет свои коррективы и стихийное бедствие, обрушившееся на Азию в конце декабря прошлого года. Могут резко измениться и география, и условия поставок чая в Россию. Может случиться, что в новых условиях в цене мы не выиграем. Хорошо, если выиграем хотя бы в качестве.
Основными поставщиками чайного сырья для отечественных производителей являются Шри-Ланка (Цейлон) и Индия. На их долю приходится более 70% всего импорта. За последние пять лет объем поставок чая из Шри-Ланки в общем объеме российского импорта возрос с 20% до 38.7% при одновременном сокращении поставок из Индии с 69% до 34%. Популярность индийского чая в прошлые годы объясняется отсутствием других сортов. С тех пор многое изменилось. Увеличился спрос на новые, более качественные сорта. Цейлонский чай всегда считался у нас лучшим, но поставки его были малы. Теперь Россия вместе со странами СНГ являются главными импортерами чайной продукции из Шри-Ланки. На российском чайном рынке появились также и новые «игроки»: Китай и Кения. Индия тоже не желает сдавать свои позиции на российском рынке, на который приходится около 10% экспорта кофе и чая. В связи
с этим правительство этого государства предпринимает ряд шагов. В частности, на переговорах, прошедших в декабре прошлого года, вопрос вступления России в ВТО был увязан с поставками индийского чая в нашу страну. Индию не устраивает развитие нашего чаеразвесочного производства, в частности, фасовки. Их экспортеры считают, что индийским может называться чай, только выращенный в Индии и расфасованный там же. Тем самым они надеются восстановить репутацию своего товара. Вопрос об изменении условий поставок индийского чая в Россию, естественно, касается и размера пошлин. Возможное снижение ставки
таможенной пошлины до 12.5% позволит увеличить объемы поставок расфасованного индийского чая, но это может негативно отразиться на отечественном чайном производстве. Как это скажется на потребителе – остается только гадать. С одной стороны, снижение пошлин должно бы понизить цену товара. С другой – готовая продукция будет поставляться по более высокой стоимости, чем сырье. Несомненно, внесет свои коррективы и стихийное бедствие, обрушившееся на Азию в конце декабря прошлого года. Могут резко измениться и география, и условия поставок чая в Россию. Может случиться, что в новых условиях в цене мы не выиграем. Хорошо, если выиграем хотя бы в качестве.
Тамара Насветова
Комментариев нет:
Отправить комментарий