суббота, 31 марта 2012 г.

Российский рынок чая: перераспределение спроса

 
В минувшем году отечественные чаеперерабатывающие предприятия выпустили фасованного чая на треть больше, чем в 2003 г. По уровню потребления чая на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест, уступая лишь Китаю и Индии, где, конечно же, традиции его потребления гораздо древнее. Чай пьют почти 100% россиян.

Выращивание стало нерентабельным делом
Сегодня на мировом рынке нефасованного чая цены снизились до такого уровня, что некоторые производители вынуждены распродавать свои плантации. Эксперты в этом винят новых производителей, в основном из числа развивающихся стран, заполнивших рынок дешевой продукцией. Она продается и в России. В списке крупнейших поставщиков чая, помимо Индии, Китая, Шри-Ланки, Индонезии, появились никому не известные прежде игроки – Малави, Уганда, Мозамбик, Руанда, Бангладеш. Всемирный банк кредитовал расширение чайного производства во Вьетнаме, и сегодня эта страна за счет демпинга активно теснит на рынке традиционных экспортеров чайного сырья. Обширные плантации продуктивных сортов чая в последние годы были высажены и в Кении. Число стран-экспортеров растет, за счет них производство этой культуры в мире заметно увеличилось, что и обвалило цены на чайное сырье. Выращивание чая становится делом нерентабельным. Нынешние низкие цены на чайное сырье выгодны прежде всего чаеразвесочным компаниям, генерирующим основную добавленную стоимость в производстве. Сырьевая же составляющая в конечной цене на чай не превышает сегодня и 15%. Для фасовщиков чая любые колебания цен на сырье не являются помехой. Российские компании сами контролируют купажный процесс. До потребителя практически не доходит индийский или цейлонский чай в чистом виде.  Все марки чая, продающиеся в магазине, – это смеси 15 и более сортов чая из разных стран. Поэтому и при повышении цен на отдельные виды сырья российские фасовщики не остаются в накладе – они могут варьировать состав чайных смесей, продаваемых под своим брэндом. В последние год-два в России произошли существенные изменения в структуре спроса. С ростом доходов населения потребительский спрос переместился в сторону более качественной продукции – среднего сегмента и сегмента «премиум». О перераспределении спроса свидетельствует тот факт, что потребление чая в нашей стране в натуральных объемах в последние годы остается стабильным – 150-160 тыс. тонн, а в денежном выражении рынок ежегодно растет на 20-25%. По данным специалистов, потребление дешевого чая в России с каждым годом сокращается на 3-5%, а на спрос сравнительно дорогие его разновидности – пакетированный, зеленый, травяной, фруктовый – увеличивается более чем на 50%.

Под своими брэндами
Даже в условиях низких цен на чайное сырье наши компании, фасующие чай по коробкам под
своими брэндами, снижать розничные цены не собираются. Напротив, российский рынок чая дорожает с каждым годом. Производители фасованного чая, пользуясь качественным ростом потребительского спроса в России, предпочитают расширять ассортимент дорогой продукции, а не снижать цены. Отечественный потребитель, полагают они, уже слишком привык к хорошему
чаю, чтобы польститься на более дешевый, но менее качественный продукт.
Изменения спроса заставили российских производителей в 2004 году скорректировать свои бизнесстратегии и начать освоение более высоких сегментов рынка. Например, компания «Орими Трейд», традиционно работающая в массовом сегменте, запустила премиумбрэнд Greenfield. А компания «Май» провела ребрэндинг своей марки «Майский чай»: сохранив прежнюю цену, она сделала купаж чая и его упаковку на уровне «премиум».
Для новых брэндов российским производителям потребовалось и более качественное сырье. В Индии им по-прежнему предлагалось сырье невысокого качества, которое с давних пор поставлялось на отечественный рынок. По мнению специалистов, в Индии есть очень качественное сырье, и его импортируют многие европейские страны, например, Великобритания. В Россию же еще с советских времен отправляли самый дешевый чай, выращенный в южных провинциях. Индийские поставщики даже не заметили, что российский спрос изменился. Доходы чайных производителей стали падать из-за элементарного маркетингового просчета.
Индия стала интересовать Россию только как поставщик сырья для производства недорогого чая
категории «масс-маркет», который занимает на российском чайном рынке порядка 60-70%. Свои позиции главного поставщика чайного сырья Индия стала терять. В 2003-2004 гг. российские чайные компании сократили закупки сырья у нее и стали активно заключать контракты с поставщиками из Шри-Ланки, Вьетнама, Индонезии, Китая.
Благодаря установленной в 1997 году 20%-ной ставке таможенного тарифа на фасованный товар (на нефасованный – 5%), отечественный чайный рынок стал одним из наиболее благополучных. Именно такая значительная разница между ставками тарифа на готовый продукт и сырье стимулирует внутреннее производство и надежно защищает его от иностранных конкурентов.
Поэтому появившиеся в конце 90-х годов новые участники чайного рынка – «Орими Трейд», «Авалон», «Май» и другие – бурно росли, и сейчас они контролируют более половины рынка, свободно конкурируя с такими мощными транснациональными брэндами, как Lipton и Ahmad. Россия – одна из немногих стран, где такие крупнейшие концерны, как, например, Unilever Group, не доминируют на рынке. Благодаря тарифной политике российские производители работают наравне с иностранцами, а зачастую и обгоняют их.

Военная техника вместо чашки напитка?
Условия ввоза в Россию индийского фасованного чая могут измениться. Сегодня Индия – один из крупнейших потребителей российской военной техники. По мнению некоторых наблюдателей,
велика вероятность того, что российский чайный рынок будет принесен в жертву интересам в области военно-технического сотрудничества, и под давлением индийской стороны тарифы могут быть снижены. Российские производители всерьез озабочены этим обстоятельством. Если это произойдет, они столкнутся с острейшей конкуренцией со стороны своих азиатских коллег и, возможно, потеряют свое доминирующее положение на рынке, на котором появятся десятки новых игроков. Выиграть у них будет очень сложно, поскольку издержки – на рабочую силу, энергоносители – в азиатских странах несравнимо ниже, чем в России.
Массовые брэнды, приносящие основную прибыль, есть практически у всех крупных российских производителей: например, у компании «Авалон» – брэнд «Чайная долина», у компании «Орими Трейд» – брэнды «Принцесса Гита», «Принцесса Нури», у компании «Май» – брэнд «Заваркин». Если же индийские производители предложат на российском рынке фасованный чай качества «премиум» (вроде того, что сегодня поступает из Индии на европейские рынки), положение российских игроков еще больше усложнится.
В целом на отечественном чайном рынке практически завершился раздел сфер влияния, он достаточно структурирован, контролируется ограниченным числом крупных игроков, которые строго следят за своей репутацией. Организуя рекламную кампанию, легальные фирмы большое
значение придают не только повышению популярности той или иной марки чая, но и защите ее от подделок.

Алексей Жехов

Комментариев нет:

Отправить комментарий